МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД №390 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Готовность ребенка к обучению в школе

 НЕ ГОТОВЫЕ  ЗНАНИЯ,  А  ГОТОВНОСТЬ  ИХ  ПРИОБРЕТАТЬ

    Родители наших воспитанников понимают качественную подготовку детей к школе как обучение их чтению, письму, вычисления с переходом через десяток и настаивают, чтобы воспитатели выходили за пределы Программы. Как мы не объясняем, что эти требования не целесообразны, убедить родителей нам никак не удается. Споры не прекращаются ...

    Когда считать ребенка готовым к школе? Как только ему исполнится 6 или 7 лет?

    Видимо, не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому-то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому-то рановато еще и в 8. Что ребенок физически уже, так сказать, «созрел», видно снаружи: достает рукой через середину головы до противоположного уха, появились постоянные зубы. Но это еще не все.

    Часто считают, что если научить дошкольника читать, считать, выполнять действия на сложение и вычитание, ознакомить с явлениями окружающего мира - он хорошо учиться, хотя ему всего 5 лет. А в саду, мол, ему уже скучно. Такие родители не учитывают, что у малыша в этом возрасте еще недостаточно развита моторика пальцев (а значит, он не сможет нормально писать), у него еще не до конца сформированы психологические качества, необходимые для обучения, ему еще трудно напряженно работать в детском коллективе, он быстро устает.

    Почему дети не всегда оправдывают надежды родителей на хорошие успехи в учебе? Попробуем проанализировать. Например, такой момент: родители в восторге от способностей и талантов своего малыша, захваливают его. И ребенок начинает чувствовать свое превосходство над другими, поэтому уже не слишком внимательно слушает учителя, поскольку уверен, что и сам все знает и опережает одноклассников по подготовке. Со временем такого всезнайку начинают «перегонять» менее подготовленные сверстники, и это поражает его самолюбие. Он теряет уверенность в себе и начинает хуже учиться. Тогда родители, которые не ожидали такого поворота, сокрушенно вздыхают: «Наверное, рано нам было идти в школу».

    Ребенка можно считать готовым к обучению, когда он умеет слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, а, следовательно, и выполнять задания, выделять в них подзадачи - то есть осуществляет определенные умственные операции.

    Вот, скажем, детям предлагается следующее задание: «Рассмотрите рисунок. Найдите на нем живых существ и раскрасьте тех, что летают». Ребенок, не привыкший вслушаться, вдумываться в сказанное, сразу же начинает рисовать всю картинку, так как он воспринял только слово «раскрась». А тот, кто умеет внимательно слушать и вдумчиво относиться к заданию, выделит для себя здесь четыре подзадачи:

1) рассмотреть рисунок;

2) найти живых существ;

3) выбрать тех, что летают;

4) раскрасить их.

    После выполнения этой задачи вдумчивый ученик способен обосновать, доказать правильность сделанного им задания.

     Очень важно, чтобы у ребенка было сформировано внимание, конечно, в пределах возрастных возможностей. Достаточно часто малышам не хватает именно умения сконцентрироваться на задании хотя бы на 3-5 минут. Невнимательный ученик не может правильно выполнять задания, делать их так, как сказано, даже имея хороший объем знаний. Вот вам и замечания учителя, и не такие блестящие успехи, как ожидали родители, и их отчаяние, и претензии к педагогу.

    Первоклассник должен хорошо ориентироваться в пространстве. Ведь если у него не сформированы такие понятия, как «вверх», «вниз», «вправо», «влево», могут возникнуть проблемы при работе с тетрадью. Ребенок не сможет правильно выполнять задачи, быстро реагировать на команды учителя, такие как; «Три клетки вправо, две – вверх» и другие.

    Хорошо учиться поможет развитая память, которую можно и нужно тренировать, разучивая с ребенком стихотворения, предлагая ему запоминать порядок размещения предметов или рисунков и тому подобное.

    Приучаете ли вы, уважаемые родители, своих детей выполнять ваши просьбы или указания с первого раза? Согласитесь, это довольно обычная ситуация, когда по требованию родителей закончить игру, потому что время есть или спать, малыш не реагируют вообще или отвечают: «Сейчас, сейчас», а это «сейчас» никак не наступает. Такое неумение, или скорее нежелание, выполнять просьбы-требования взрослых в семье переходит в детский сад, а оттуда - в школу. Дети не могут правильно одеться, вовремя поесть. Они растрепанные, неряшливые, потому что ничего не успевают, и, имея неплохую подготовку, не слишком успешно учатся, потому что все время отвлекаются. Они опаздывают на уроки, привыкнув делать только то, что хотят и сколько хотят, не умеют переключаться на выполнение задач учителя. Поэтому часто становятся предметом насмешек со стороны одноклассников. А это, согласитесь, очень и очень плохо.

    Родителям таких детей, и воспитателям в детском саду, приходится тратить много нервов и времени. Попутно хочется посоветовать им организовать жизнь в семье, в группе, в классе по правилу «один, два, три». То есть сообщить, что за непослушание или еще какую-то провинность (объяснить, что считается провинностью) ребенок должен будет выйти из комнаты на столько минут, сколько ему лет, в случае, если получит три замечания. Например, Миша дергает кота за хвост. Вы говорите: «Миша, раз». Он продолжает. Вы говорите: «Два». Он не реагирует. Вы говорите: «Три», берете мальчика за руку и выводите из комнаты, если надо, то и силой. Мише 6 лет. Через 6 минут вы возвращаете его в комнату, ни словом не упоминая о том, что было. Это очень действенный способ воспитания послушания.

    Нельзя не сказать о большом значении развитой речи у детей. Чтобы быть готовым к школе, ребенок должен уметь пересказывать текст, выделять в нем главное, правильно формулировать вопросы и ответы на них, убедительно обосновывать свой выбор, составлять предложения и небольшие рассказы.

    Еще один очень важный фактор - культура поведения. Ребенок, у которого она сформирована, уметь вести себя в коллективе, общаться как с взрослыми, так и со сверстниками. Наш первоклассник легко принимает правила поведения в школе, во время экскурсий, на концерте и т.п., поскольку понимает важность выполнения правил. Не стоит считать, что ребенок, мол, пока еще мал, и все придет само собой, когда он подрастет.

    Некоторые родители окружают своих детей гиперопекой, стараются все делать за них и в ждут того же от воспитателей, а затем - и от учителя. Первоклашка, которую вечером забирают домой, жалуется: «Мама, а Мария Ивановна не захотела надеть мне колготки. Сказала, чтобы я сама. Но я не умею!».

    Нам всем следует помнить слова из притчи о том, что на всю жизнь рыбой не обеспечить, надо научить ребенка самостоятельно ловить рыбу. 

    Существенными являются и такие, казалось бы, мелочи, как умение правильно сидеть за столом во время письма, рисования, правильно держать ручку или карандаш. На это родители в основном не обращают внимания. Вот и привыкает ребенок сидеть боком за столом, или поджав под себя ногу, зажав в пальцах ручку. Так же он пытается пристроиться и за партой. Это портит его осанку, зрение, а следовательно, вредит здоровью, мешает правильно писать. Переучить ребенка не всегда получается.

    Не стоит дома учить детей писать, потому, что родители, не знают, как без напряжения держать ручку, правильно писать буквы и соединять их между собой. Приходится переучивать в школе, а, как известно, легче научить, чем переучить. 

    Итак, как видите, для ребенка, который идет в школу, важно не столько иметь какие-то отработанные знания, сколько сформированные готовность и умение учиться, воспринимать новое. Проследите, активно ли ваши сын или дочь интересуются окружающим, умеют ли они сосредотачиваться, быстро и прочно запоминать материал, хорошо ли развиты у них речевые способности, разнообразные интересы и настойчиво ли они их реализуют, склонны ли они к творческому труду, стремятся ли развязывать задачи неординарно. Стимулируйте эти проявления и помогайте развиваться своим детям.

    Общеизвестный факт, дети, которые приходят в школу из детского сада, больше, чем «домашние», подготовлены к обучению и умственно, и психологически. Они легче входят в коллектив, у них больше сформирована жизненная компетентность.

13 мая 2017 в 22:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.